skeiz (skeiz) wrote,

Talvisota – Ледяной ад (обзор)

В то время как в действительности одна только граница рядом с Ленинградом и возможность полного контроля над советскими морскими коммуникациями на Финском заливе создавала в 1930-е гг. для военного руководства СССР, несомненно, весьма крупную проблему

Проблема обеспечения безопасности Ленинграда с севера в свете осуществления советского военного планирования 1932-1941 гг.) В.Н. Барышников (далее тоже)

Так случается иногда, что игра, которая может перевернуть все представление о жанре выходит без шума и помпы, опоздав на два года. У нее старый движок, ее концепт-арт не помещают на обложку журналов, а игроки, в широкой своей массе, не отсчитывают дни до ее выхода. Ее пресс-релизы не пестрят эффектным набором фич, вроде «инновационный геймплей» или «шейдеры 3.0». Ее разработчики не обещают нам золотых гор, умопомрачительной графики, реалистичной физики. Они просто обещают показать нам историю, как это было в жизни. И, знаете – это срабатывает. Игры подобного плана вполне можно назвать «документальными играми», а одним из представителей этого класса стала - «Talvisota – Ледяной ад», стратегия, построенная на движке «Блицкрига», в которой описываются события советско-финского вооруженного конфликта.

План 1932 г. /мобрасп. № 11 (мобилизационное распределение – В. Б.)/; задача – обеспечить прочное удержание района Ленинград. Всего назначить на Северо-Западный фронт – 20 стрелковых дивизий (на Карельский перешеек – 3, в Карелию – 1 и 1 стрелковая бригада), на эстонско-латвийский участок – 16 стрелковых дивизий.

Многие, даже весьма уважаемые люди, бросив беглый взгляд на Талвисоту, пренебрежительно пожмут плечами и скажут: «А... мод для «Блицкрига». После чего вернуться к своим «World in Conflict» или «Company of Heroes». Тем самым они совершат большую ошибку. Талвисота – не мод, и, даже не аддон. И дело тут не в том, что технически – это самостоятельный программный продукт, не требующий наличия на компе оригинальной игры. Дело в идеологии, лежащей в основе разработки этой стратегии. Идеологии – скрупулезного воспроизведения исторических событий пользуясь средствами стратегии в реальном времени.
Талвисота – документальна до мозга костей. Нет, ее разработчики не подсчитывают скрупулезно количество сосен в районе Суммакюля или точное количество снарядов, выпущенных по доту «Миллионный». Они поступили лучше – они сумели отразить сам характер ведения военных действий тех времен, пользуясь теми же тактическими приемами, которые применяли советские и финские военачальники.

В Талвисоте нет одинаковых миссий. Каждое задание – это рассказ о той или иной операции, имевшей свой конкретный исторический аналог. И, как и в жизни, каждая операция уникальна и не похожа на другую. Вам придется штурмовать линию Маннергейма, обламывая зубы о неприступные доты, выводить из окружения 163-ю стрелковую дивизию, прорываться из «котлов» и штурмовать Выборг, ставя точку в этой войне. И, каждый раз, вам придется продумывать свою тактику заново. Талвисота не прощает шаблонных действий. От миссии к миссии задачи и способы их выполнения будут меняться. Если в прошлый раз вы занимались прорывом обороны врага, то в следующем задании – вам придется вгрызться в землю и сдерживать бесконечные атаки шюцкоровцев.

План 1933 г. (мобрасп. № 15); задача – оборонять Ленинградский промышленный район и территорию АК ССР, прикрывая северные границы СССР. Всего назначить на Северо-Западный фронт 21 стрелковую дивизию (Карельский перешеек – 4, Карелия – 2 стрелковых бригады, на эстонско-латвийский участок – 17 стрелковых дивизий).

Как известно, еще со времен начала пиар-компании первого «Блицкрига» нам обещали, что тактика «семеро на одного – не боимся никого» перестанет играть ведущую роль. Выходили даже демки, где наглядно показывалось, что в стратегии нужно думать. Однако, после релиза, каждый раз оказывалось, что «зеленая рамка» по-прежнему является универсальным средством борьбы с врагом. Так было в «Блицкриге», так было и в «Блицкриге 2». Каждый раз, менеджеры, убоявшись, что игра станет чересчур сложной – делали шаг назад. Первой игрой, которая попыталась сломать этот порочный круг, стал «Сталинград». Талвисота – пошла по тому же пути – в ней нет места резиновой рамке и танковым рашам.

Если несведущему игроку показать соотношения сил на момент начала прорыва линии Маннергейма – он, наверное, воскликнет: «Ну, что тут думать?». И, действительно, превосходство СССР в танках и пехоте просто поражает. Кажется, что достаточно кинуть эту армаду вперед – и она сотрет все на своем пути. Однако, не все так просто. Уже в предполье начинаются проблемы – танки подрываются на минных полях, безнадежно застревая на подступах к первой линии. Пехота, оставшаяся без танков застревает в проволочных заграждениях и массово гибнет под огнем финских дотов, оказывающихся неуязвимыми даже для огня 152-мм гаубиц. При этом, противник не дает расслабиться ни на минуту – беспрерывно контратакуя наступающие части. После первых же минут боев местность оказывается усеяна сожженными и обездвиженными танками и трупами красноармейцев. От былой силы не остается ни следа.

Первое впечатление – это удивление: «Как? Каким образом? Ведь у меня было СТОЛЬКО сил?» После чего начинаются попытки – тяжкие, зачастую безнадежные, попытки попробовать на прочность вражескую оборону то в одном месте, то в другом. Каждая попытка оканчивается большой кровью и очередным отсуплением на «заранее подготовленные позиции». Но, постепенно, методом проб и ошибок, потом и кровью рождается тактическое решение – вклиниться в оборону противника на фланге, прорваться в тыл и ударить оттуда, откуда он не ждет, избегая тяжелых боев по преодолению предполья. В действие вступают штурмовые группы. Игрок начинает понимать, что прежде чем браться за доты – нужно ликвидировать пехотное заполнение между ними, изолировать их друг от друга, после чего уже подавить танками, лучше всего – огнеметными. Таким образом, шаг за шагом, разгрызая один узел обороны за другим, мы приближаемся к победе. Должен сказать, что по ожесточенности боев Талвисота, без сомнения, занимает первое место. Однако в игре вам придется не только штурмовать, но и обороняться.

План 1936 г.; ставится активная задача по разгрому противника на Карельском перешейке и по овладению Укрепрайоном. Всего на Северо-Западный фронт назначить 15 стрелковых дивизий. Для выполнения военных задач против Финляндии на Карельском перешейке – 5 стрелковых дивизий и 2 танковые бригады, в Карелию – 2 стрелковые дивизии. На эстонско-латвийский участок – 8 стрелковых дивизий.

«Незнаменитая война» знаменита тем, что именно в ней Красная Армия впервые испытала горечь окружения. Первые «котлы» появились не в 1941, а намного раньше – в 1940.

Миссии, посвященные сражениям в «котлах», истории обороны 163-ей дивизия, я считаю одними из лучших не только в самой Талвисоте, но и среди всех стратегий, посвященных второй мировой. Именно в них, в полную меру отражены все возможности скриптования в стратегиях, показано, что можно не гоняться за «инновационным AI», достаточно проштудировать боевой устав и воплотить его в игровых скриптах. Миссию с «котлами» я начинал раз пять. Но, каждый раз проигрывал. Вездесущие финские лыжные отряды – казались нескончаемыми. Не помогало даже превосходство в танках и артиллерии. Попытка стягивания сил в концентрированный кулак – приводила к тому, что армия начинала нести еще большие потери от скученности войск. Как и в случае прорыва линии Маннергейма – тактическое решение рождалось в большой муке, а, между тем – разгадка его содержалось в самом брифинге. Всего нужно было организовать оборону так – чтобы атакующие войска противника оказались под перекрестным огнем ваших импровизированных укрепленных районов. Впрочем, на это сюрпризы не кончаются.

Дизайн миссий продуман так, что игрок, по ходу дела, начинает сам ставить себе задания: занять вон то здание, удержать этот мост, поставить на том пригорке орудие, организовать оборону этой рощи и т.д. Разработчики сумели заставить игрока мыслить тактически, а не просто выполнять задания, перечисленные в брифинге. При этом мыслить приходиться нестандартно. Ну, где вы еще встретите игру, где лучшим средством против атакующей пехоты является контратака во фланг? А ведь это классический прием из военной истории.

Одна из заслуг Талвисоты в том, что эта игра заставляет игрока думать. «Командир обязан думать! Думать, а не просто шашкой махать»: говорят герои одного наших лучших военных фильмов. Именно это и предлагается игроку. Не обольщаться численным и техническим превосходством, не расслабляться ни на минуту. Забыть о том, что это игра. Пожалуй, немногие стратегии могут похвастаться подобным «набором фич»

План 1935 г. (мобрасп. № 6); задача – прочно удерживать Карельский укрепленный район, территорию АК ССР и Мурманского края. Из 10 стрелковых дивизий выделить на Карельском перешейке - 5; в Карелии – 1 стрелковая дивизия и 1 стрелковая бригада; на эстонско-латвийском участке – 4 стрелковых дивизии”.

Поговорив о духовном начале игры, надо сказать и о материальном.

Разработчики игры представляют довольно внушительный список юнитов, одних только танков в игре представлено около 20 видов. Здесь используются, практически все модификации Т-26 и БТ-7. Вы увидите такую экзотику как БТ-7А или Т-37А. Постреляете из железнодорожного орудия ТМ-180. С воздуха же ваши войск будут поддерживать знаменитые СБ и И-153.

Не обойдена вниманием и финская сторона. При этом скрупулезность, с которой создавались финские юниты, поражает даже сильнее, чем войска Красной Армии. Так, например, финские войска говорят на чистейшем финском языке. В ваших колонках зазвучит не творчество доморощенных пейсателей, а настоящие команды финской армии. Модели дотов линии Маннергейма полностью соответствуют историческим аналогам. И не только модели, но и расположение их на местности.

Кроме того, разработчики подумали и о балансе, точнее о его соответствии историческим реалиями. Как отразить в игре лучшую подготовленность финских войск к войне в зимних условиях и знания ими местности? Напрямую – не получится, для этого надо делать уже двухуровневую стратегию, с полноценным оперативным режимом. Но можно схитрить и сделать финскую пехоту сильнее русской. При этом финские лыжные отряды остаются невидимыми для бронетехники, поэтому танк без прикрытия пехоты – почти наверняка окажется уничтоженным.

Подумали разработчики и о балансе подхода подкреплений. Как сделать так, чтобы каждый игрок смог оценить драматизм сражения? Увидеть кровавую бойню, имевшую место более 60 лет назад? Выход был найден весьма искусно. Нужно привязать скрипты не к количеству вражеских атак, и не к времени, необходимому, чтобы продержаться. Нужно использовать показатель, учитывающих количество оставшихся у игрока войск. При этом игрок опытный будет держаться дольше, начинающий – получит долгожданную помощь – позже.

Отдельно хочется отметить отличную работу скриптологов. Как известно, на данный момент, пока еще не создан тактический AI, который сумел бы справиться с игроком, поэтому на помощь компьютерному оппоненту приходит скрипт. Однако скрипт скрипту рознь. Чаще всего скрипты направлены на то, чтобы дать противнику больше войск, чем может создать игрок. Т.е. – задавить «мясом». В Талвисоте все устроено сложнее. Да, здесь тоже есть скрипты генерирующие, зачастую бесконечно, подкрепления, подходящие к противнику. Однако цель их не задавить игрока численным превосходством, а заставить расположить свои силы и средства таким образом, чтобы меньшими силами нанести врагу большие потери. Скрипты в Талвисоте учат фланговым атакам; умению строить оборону таким образом, чтобы создавалась система перекрестного огня; учат концентрировать силы на наиболее угрожающих направлениях; создавать мобильные резервы и т.п. Кроме того, скрипты зачастую меняют всю ситуацию на игровом ТВД.

План 1937 г.; ставится активная задача на Карельском перешейке по решительному поражению финской армии, в Мурманском районе и АК ССР. Ставится задачи по овладению районами Печенга, Каяни, Нурмес, Сердоболь. Из 16 стрелковых дивизий: на Карельском перешейке – 8 стрелковых дивизий, 2 танковые бригады, 3 артиллерийских полка РГК; в Карелии – 2 стрелковых дивизии и 1 горно-стрелковая дивизия, на эстонско-латвийский участок – 5 стрелковых дивизий”.

Талвисота хороша не только как игра. Как известно, мы вступили в век масс-медия, когда подрастающее поколение получает информацию не из книг, а из интернета, игр, фильмов и т.п. При этом качество этой информации, зачастую оставляет желать лучше. С этим можно и нужно бороться, нельзя допустить, чтобы книги ушли в прошлое. Но, вместе с тем, сложившуюся ситуацию нельзя не использовать. Если изменились правила игры, значит нужно к ним приспособиться. И здесь Талвисота, может сыграть значительную роль. Наверное, даже большую, чем как просто игра. Это – своего рода – обучающий мультимедийный продукт. Я могу смело утверждать, что человек, прошедший игру до конца, будет знать о ней больше, чем тот, кто ограничит свои познания школьной программой или затасканными стереотипами, которые нам пытается навязать «демократическая» пресса. Достаточно только пройти миссию за 163 дивизию, чтобы задуматься – а кто в действительности заваливал трупами заснеженные просторы Карелии.

Думаю, что в то время, когда история собственной страны подвергается постоянной переписке, с попыткой использовать ее искаженное видение в политической борьбе, нельзя переоценить выход игры, показывающая, как это было на самом деле. Если, хотя бы у половины игроков, прошедших игру, рассеится дымовая завеса – значит, разработчики потратили свое время и силы не зря. Сомневающимся в этом, достаточно знать тот факт, что в самой «Суоми-красавице» игра пользуется большим уважением и считается максимально достоверным отражением тех далекий событий.

Скриншоты






Всего 88 скриншотов. Смотреть здесь

Для получения некоторых скринов, иногда юзался чит убирающий fog of war. Потому как он загораживал перспективу битвы и мочилова.

Скриншоты внутри
Tags: talvisota, игры
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments